При измерении показателей или конструктов особенно важно установить, как можно применять или определить данное понятие так, чтобы его можно было измерить. К примеру, склонность к риску можно определить как желание 1) заниматься связанными с риском видами деятельности (воздушной акробатикой, прыжками на пружинном устройстве, мотогонками или 2) пренебрегать защитными мерами (не пользоваться ремнями безопасности или солнцезащитными средствами при длительном нахождении на открытом воздухе). Таким образом, респондент, увлекающийся воздушной акробатикой, в рамках нашего исследования является по определению склонным к риску. Некоторыми показателями оперировать проще или удобнее, чем другими; так, склонность к риску или агрессии, пожалуй, оценить легче, чем, скажем, боль или любовь.
Шкалы и индексы должны быть описаны со всей полнотой, чтобы результаты можно было интерпретировать. Пример: «Индекс симптомов Американской урологической ассоциации состоит из семи симптомов (натуживание, неполное опорожнение, частота, перебои, напор струи, императивные позывы, ноктурия), каждый из которых оценивается по шкале тяжести от 0 до 5. Таким образом, общее количество баллов варьируется от О до 35, где баллы от 0 до 7 указывают на слабые симптомы; от 8 до 19 — на умеренные; от 20 до 35 — на тяжелые».
Часто бывает необходимо показать диапазон количества баллов, связанный с нормальной функцией или типичными значениями для здоровых людей. Пример — 63-балльная шкала депрессии Бека, состоящая из 21 пункта. Количество баллов ниже 4 является необычно низким для здоровых людей и может указывать на возможное отрицание депрессии или попытки изобразить хорошее состояние эмоционального здоровья. Баллы от 5 до 9 говорят о норме, от 10 до 18 указывают на слабую или умеренную депрессию, от 19 до 29 — на умеренную или тяжелую, а от 30 до 63 — на тяжелую депрессию. Однако 40 баллов и выше необычно высоки даже для больных депрессией и наводят на мысль о возможном нарастании депрессии или неестественных или пограничных расстройствах личности.
Особым видом психометрического инструмента является стандартизованный тест. Стандартизованные тесты обычно 1) назначаются при определенных условиях, 2) начисляют баллы настолько объективно, что разные эксперты получат одно и то же количество баллов при тех же самых ответах, и 3) выдают результаты по отношению к результатам нормативной популяции. Примерами служат тест школьных достижений и многочисленные тесты интеллекта. При этом следует идентифицировать нормальную популяцию, а также соответствующее ей количество баллов в данном тесте, такие как медианы и типичные диапазоны.
Порядковые категории ответов следует анализировать с помощью критериев для порядковых данных; не следует описывать или анализировать категории
так, как если бы они были непрерывными данными. Так, ответы на вопрос об удовлетворенности пребыванием в стационаре по шкале от 1 (мало) до 5 (вполне) не должны даваться в виде среднего и СО, и даже медиана и интерквартильный размах (широта) могут оказаться неинформативными при столь малом количестве категорий. Однако всегда подойдет мода, и часто бывает желательно привести количество или процент ответов по каждой категории.